Это может быть вам интересно:
Взаимодействуя с нами, вы получаете надежного подрядчика и партнера.
На сегодняшний день рыбоводные хозяйства представляют собой многочисленные частные предприятия, каждое из которых развивается по своим законам, не объединенным единой системой. Тенденция снижения стоимости живой рыбы, охватившая отечественный рынок, не сильно повлияла на рентабельность прудовых хозяйств благодаря выгодной налоговой политике, проводимой государством в целях развития сельхозпредприятий. Всесторонняя правительственная поддержка делает данный бизнес привлекательным для предпринимателей, планирующих организовать «рыбное» дело.
Разведение рыбы – это сложный и кропотливый процесс, требующий от начинающего промысловика определенных знаний и навыков. Для составления поэтапного бизнес-плана прудового хозяйства, позволяющего проанализировать проект с точки зрения экономической эффективности и целесообразности, необходимо располагать всеми исходными данными как о водоеме, так и о населяющей его рыбе, которая впоследствии станет источником дохода. При выборе породы будущих обитателей пруда следует ориентироваться не только на предпочтения рыбаков-любителей, но и на рыночные показатели спроса. Наиболее рентабельным станет разведение форели, а наименее затратным – выращивание карпа.
Основные пункты бизнес-плана:
- порода разводимой рыбы (карп, форель)
- условия содержания рыбы (характеристики водоема, кормовая база, сроки выращивания, объемы производства);
- способ формирования ихтиомассы (выращивание в открытом водоеме или в садках, передержка);
- пути сбыта и стоимость реализации продукции;
- основные и дополнительные источники дохода (рентабельность, чистая прибыль, окупаемость);
- расходы (затраты на рекламу, закупка малька, зарплата персоналу, корма);
- режим платного рыболовства (условия, цены, правила);
- обслуживание водоема (охранники, прудовые рабочие);
- календарный план работ;
- система налогообложения и т.д.
Характеристики водоема
Показатели эффективности рыбоводства зависят от множества природных факторов, не подчиняющихся строгим рамкам планирования. Даже самый детальный бизнес-план прудового хозяйства не предоставит точных прогнозов погоды, влияющей на состояние рыбы, не обрисует будущее экосистемы водоема и не предусмотрит причин возникновения болезней и эпидемий. Однако без продуманной стратегии развития в рыбоводческом бизнесе тоже не обойтись. Бизнес-план, основанный на многочисленных экологических и ихтиологических изысканиях, позволит арендовать подходящий водоем и создать в нем оптимальные условия для разведения рыбы.
Мальки, появившиеся на свет в искусственных питомниках, смогут жить только в том водоеме, который будет иметь наиболее благоприятные для данной породы условия. Пруд, в котором карпы чувствуют себя превосходно, может стать не самой подходящей средой обитания для форели. Степень насыщения воды кислородом, температура, кислотность, состояние биологической системы – эти и многие другие характеристики водоемов напрямую влияют на здоровье и прирост рыбы. Точные данные о водоеме и о его пригодности к использованию смогут дать только квалифицированные специалисты, составляющие на основе анализа воды «рыбоводно-биологическое обоснование», которое должно занять один из основных разделов бизнес плана.
Кормовая база
При разработке бизнес-плана прудового хозяйства особое внимание следует уделить расходам на качественные корма, на которые приходится около 50% всех затрат. Питательные корма, содержащие протеин и специальные кормовые добавки, способствуют значительному приросту веса рыбы, что положительным образом сказывается на прибыли предприятия.
Описание продукции
Крупная рыба пользуется большим спросом, поэтому владельцы рыбоводных хозяйств отдают на продажу взрослых особей, набравших для своей породы оптимальный вес (карп – 1,2-1,7 кг, форель – 800 г – 1 кг). Однако для достижения этих параметров рыбе потребуется несколько лет (2,5-3года), в течение которых прибыль можно только планировать. Осенью цены на рыбную продукцию существенно падают в связи с насыщением рынка (заканчивается цикл выращивания), однако многие предприниматели «передерживают» рыбу до начала весны, продавая основную массу товара лишь после стабилизации цен.
Факторы, влияющие на рентабельность прудового хозяйства
От способа формирования ихтиомассы во многом будет зависеть период окупаемости инвестиций – более дешевый посадочный материал, состоящий из мальков весом от 1 до 50 граммов, вырастет до товарных размеров только через 2,5-3 года, тогда как покупка 200-граммовых рыб двухлеток позволит существенно сократить срок выращивания. При наличии опыта и возможностей можно инкубировать оплодотворенную икру или закупать уже взрослую рыбу для передержки в садках (карп, осетр, форель). Для увеличения рентабельности прудового хозяйства можно предусмотреть дополнительную строку дохода, пополняемую за счет организации платной рыбалки – данный способ позволяет реализовать большую часть продукции. Продажа живой, замороженной и копченой рыбы, приносящая предпринимателям основную прибыль, может осложняться по многим причинам, связанным с конкуренцией (зарубежные поставщики), пониженным спросом и условиями реализации, устанавливаемыми крупными торговыми предприятиями.